Вторник, 23.10.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Проблемы теории и практики управления. ГМУ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ГМУ"

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

к.т.н., доцент А.Б. Кокорев, преподаватель Т.В. Пашнина

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

Применение методов интерактивного обучения студентов - одно из важнейших требований современного процесса образования в высшей школе. Интерактивные методы обучения открывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Одним из методов интерактивного обучения студентов является метод обучение в сотрудничестве (cooperative learning).      

Данный метод применяется для обучения в малых группах и  используется в педагогике довольно давно. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах.[1]

Сущность его состоит в необходимости прогнозировать и проектировать результат профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения, исходя не только из заданных стандартов обучения, требований к уровням усвоения знаний, умений и навыков, сколько из получаемой информации о состоянии образовательной системы, условиях и возможных средствах ее функционирования. Главная идея метода обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять.

Выделяют различные варианты метода обучения в сотрудничестве.

Одним из вариантов такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD) и командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT). Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization - TAI).

Другой подход в организации Cooperative Learning был разработан профессором Elliot Aronson в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского – «ажурная пила, машинная ножовка»). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Еще один метод Learning Together (Учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson).[2,4]

Метод «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning) формирует задачи перед студентами таким образом, что задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа была заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают обучающиеся в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех обучающихся гораздо выше, чем при применении традиционных методов. По оценкам обучающихся – «Работа в группах, кроме всего прочего, позволяет  научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни». [3,4]

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу Cooperative Learning становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. Результат индивидуальной работы влияет на результат групповой и коллективной работы, и вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива.  Каждый обучающийся пользуется результатами, как групповой самостоятельной работы, так и коллективной: при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, или уже при работе над следующим новым заданием (проектом, проблемой), когда обучающиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения: общения студентов друг с другом, студентов с преподавателем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. В ходе обучения студенты поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Преподаватель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности студентов. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь студентам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. [5]

На кафедре управления Троицкого филиала «ЧелГУ» метод «обучение в сотрудничестве» используется для проведения практических занятий по дисциплинам «Теория управления», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Стратегический менеджмент», «Управление рынком труда в регионе», «Организация муниципальной службы», «Финансовый менеджмент», «Основы предпринимательской деятельности» по специальности «Государственное и муниципальное управление» с 2009 года. Метод «обучение в сотрудничестве» адаптирован к современным условиям ведения преподавательской деятельности в учебной группе высшего учебного заведения и реализуется следующим образом:

1.    студенты разбиваются на рабочие группы по 3-4 человека, формируется 4-6-групп в зависимости от количества студентов в учебной группе;

2.    на предыдущих занятиях студенты получают общие вопросы для подготовки по рассматриваемой теме;

3.    преподаватель разбивает материал, предлагаемый на практическое занятие, на число блоков, соответствующее количеству рабочих групп;

4.    на занятии каждая рабочая группа получает базовый блок материала по рассматриваемой теме, при этом материал выдается случайным порядком;

5.    студентам предоставляется время в течение 20-30 минут для изучения базового материала и дополнения его своими данными;

6.    по полученной теме каждая рабочая группа студентов готовит доклад и вопросы для других рабочих групп по данному материалу. Группа может выставить одного или нескольких докладчиков. Время доклада группы составляет в пределах 10 минут

7.    по окончанию доклада докладчикам задаются слушателями других рабочих групп вопросы, уточняющие или развивающие изложенный материал;

8.    преподаватель контролирует время выступления каждой рабочей группы и время на уточняющие вопросы по докладу и оценивает в баллах: доклады, качество вопросов и активность студентов, задающих вопрос;

9.    докладчики задают слушавшим их студентам подготовленные по данной теме вопросы, которые адресуются рабочим группам в случайном порядке;

10.     преподаватель оценивает ответы рабочих групп и выставляет каждой группе баллы за ответы на вопросы, которые в последствие учитываются при индивидуальной оценке работы каждого студента. В случае если группа не отвечает на заданный вопрос, на вопрос может ответить любой из студентов другой рабочей группы, который получает соответствующие баллы, а не ответившая группа – нулевой балл;

11.     по окончанию практического занятия преподаватель подводит итог работы студентов по данной теме, выставляет баллы, набранные каждым студентом в индивидуальном порядке, с учетом работы в группе, доклада, активности при формулировании вопросов и ответов. Результаты набранных баллов объявляются студентам.

12.     набранные студентами на практических занятиях баллы учитываются при подведении итогов по балльно-рейтинговой системе.

Предлагаемая методика наравне с командной работой помогает активизировать работу каждого студента и обеспечивает участие всех студентов группы на практическом занятии.

Проведение практических занятий с использованием метода «обучение в сотрудничестве» позволяет выработать у студентов такие профессиональные компетенции, как умение публичного выступления, работу в команде, умение отвечать на поставленные вопросы, которые необходимо специалистам в сфере управления. Данная система проведения практических занятий закрепляет теоретический материал и вырабатывает у студентов практические навыки самостоятельного решения вопросов в области управления и менеджмента, необходимые в профессиональной деятельности.      

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Обучение в сотрудничестве. Что это такое? [Электронный ресурс] http://www.gmcit.murmansk.ru/

2.     Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.,1996, с. 17.

3.     Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997.

4.     Метод пилы. Педагогическое сообщество Псковской области [Электронный ресурс] http://wiki.pskovedu.ru/i

5.   Обучение в команде [Электронный ресурс]  http://scholar.urc.ac.ru/courses/

Категория: Проблемы теории и практики управления. ГМУ | Добавил: fau_st (07.03.2012) | Автор: А.Б. Кокорев, Т.В. Пашнина
Просмотров: 2332 | Комментарии: 4 | Теги: ГМУ, метод обучения, управление, обучение в сотрудничестве | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Drugs That Effect The Taking of Provigil If a patient is on any other medication then they are required to inform the doctor before Provigil is prescribed. http://www.cheapprovigilsales.com/ - buy provigil online How is Provigil Administered? Provigil is only available in tablet form, for oral use only. If a patient develops one of the following side effects, then they are encouraged to speak to a doctor and stop taking the drug. Buy Provigil(Modafinil) online at one of reliable online pharmacy! Best price Provigil.

3  
cheap Topamax Discovered several decades ago, this medication has been used in many studies and then live trials to treat various diseases and medical problems. http://www.topamaxdiscount.com/ - topamax online pharmacy Then, the medication was expended and uses were granted to help with symptoms of epilepsy. Eventually it was also used for the prevention of migraines, and the studies done show that Topamax can be very effective in many cases as a preventive medicine.

2  
En achetant le Viagra en France: http://genviagrafrance.com/#8599 - viagra sans ordonnance. C’est le Viagra qui est un medicament destine a ameliorer l’afflux sanguin aux arteres de penis et garantit la rigidite penienne.

1  
Наиболее существенные судиться с в имени этого нагреваетсяобнародовать из горячих загорать,терра , поводом может также быть удобным атмосферных фронтов и многое другое.

Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz