Среда, 14.11.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Математика и информатика

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «MIND MAPPING» В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Применение технологии «Mind Mapping»

в научно-исследовательской работе студентов

 Фадеев А.Ю., доцент кафедры математики и информатики

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

В настоящее время мы наблюдаем лавинообразное увеличение объёмов информации в области научных исследований. Исходя из этой тенденции, в процессе выполнения научно-исследовательской работы студент сталкивается с необходимостью выполнения большого объёма работ, связанных с поиском, анализом и систематизацией информации. Как следствие, обостряется проблема эффективной обработки значительных объемов информации без адекватного интеллектуального инструментария. Ситуация усугубляется тем, что на стадии обучения студент применяет малоэффективные технологии аннотирования или конспектирования лекций, что приводит к низкому уровню усвоения материала в систематичном целостном виде. У многих студентов так и не формируется умение самостоятельного анализа и систематизации информации, оценки её значимости, представления результатов в логической последовательности. В научно-исследовательской работе студентов возникает противоречие между невероятно большими объёмами информации и неподготовленностью исследователя эффективно добывать новые знания.

Следует также отметить, что, несмотря на очевидность проблемы эффективной работы с информацией, редко у кого в вузе проводились занятия, специально направленные на развитие мышления. Преимущественно ставка делается на компьютерные технологии, которые упрощают процесс поиска информации, её хранения, перемещения и др. При этом возникает обманчивое впечатление, что современные технические средства полностью взяли на себя нагрузку по эффективной обработке информации. Но, как показала практика, что даже наличие суперкомпьютеров, а также современного и дорогостоящего программного обеспечения не гарантирует получения положительных результатов в интеллектуальной деятельности.  

Таким образом, можно сформулировать суть проблемы эффективной обработки информации при выполнении учебно- и научно-исследовательской работы студентов, как поиска и применения доступного инструментария, позволяющего человеку рационально использовать свои интеллектуальные способности при фиксации, анализе и систематизации значительных и сложно структурированных объёмов информации.

Одним из таких интеллектуальных инструментов является майндмэппинг (mind mapping). Майндмэппинг – технология, появившаяся на стыке психологии и информатики и представляющая собой принципиально иной способ аналитического представления информации, основанный на графическом отображении ассоциативных (а не обязательно логических) связей.

На русский язык «Mind map» переводится как «ментальная схема», «ментальная карта», «карта разума», «интеллектуальная карта», «интеллект-карта» [7, 8]. Соответственно, процесс составления интеллект-карт называется майндмэппингом. Важно отметить, что интеллект-карты позволяют активизировать деятельность обоих полушарий мозга, что позволяет при работе с информацией использовать широкий спектр ментальных способностей человека. Важно отметить, что технология майндмэппинга была впервые предложена ещё в шестидесятых годах прошлого века. Автор этого подхода – английский психолог Тони Бьюзен, зарегистрировавший словосочетание MindMapping® в качестве товарного знака во многих странах.

Изначально Тони Бьюзен настаивал на бумажной версии построения интеллект-карт [1, 3]. Однако, уже в течение нескольких лет идут интенсивные разработки компьютерных версий инструментальных сред данной технологии. В январе 2010 г. под руководством Тони Бьюзена был создан интернет-портал, на котором можно найти полезную информацию по сущности технологии, а также программное обеспечение, необходимое для разработки интеллект-карт. Также возникла возможность объединения интеллектуальных усилий коллективов исследователей в режиме on-line   («ThinkBuzan was created in January 2010, significantly and excitedly marking the beginning of a new year, a new decade, a new era for the Buzan brand. This saw the merging of the Buzan Organisation and Buzan Online, united by sharing the same message and goal: to bring Mind Mapping to a larger audience and improve global mental literacy») [6]. Достижение заявленной цели возможно только путём интеграции выдающихся скоростных характеристик вычислительной техники с выдающимися интеллектуальными способностями человека.

Рассмотрим подробнее технологию майндмэппинга. Но предварительно более конкретно очертим круг интересующих нас вопросов, а именно: «Как развивать аналитические способности и память? Как организовать информацию для лучшего её восприятия? Как её рациональнее фиксировать? Каким образом эффективно вести конспектирование и аннотирование значительных объёмов информации? Каким образом информацию можно систематизировать в наглядной форме?» Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые хотелось бы найти ответ творческим людям, постоянно работающим со значительными объёмами информации и к тому же имеющей тенденцию динамично расти и изменятся.

В 70-х годах прошлого века Тони Бьюзен и его брат Барри, тоже, как и мы озадачились проблемой низкой эффективности сложившихся к тому времени методов работы с информацией. Они пошли путём сближения способов фиксации информации со спецификой работы нашего мозга. Учёт ими физиологических особенностей и функционала полушарий мозга, выявленных исследователями Орнстайном, Зейделем, Блохом, позволил создать достаточно простую, интересную и даже красивую методику работы с информацией [1, 3, 8].

Суть их методики работы с информацией заключается в своеобразном "наведении моста" между мышлением и письменным изложением. Любая идея сначала представляется в виде ассоциативной и выразительной картины. Под выразительностью понимается разнообразие ментальных проекций. Например, на одной интеллект-карте можно и даже желательно использовать графические элементы, числа, слова, символы, цвет, работать с линиями и другими примитивами, использовать объёмные элементы и прочие доступные человеку средства (см. рис. 1). В результате такого подхода формируется образ идеи, темы, проекта, конспекта, аннотации, задачи, решения, ситуации и др. Здесь уместно привести слова Мераба Мамардашвили: «Читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической учёностью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались». Только тогда текст «оказывается для нас не элементом книжной учёности, а…конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом…» [5].

Полный текст статьи в формате PDF

Категория: Математика и информатика | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: Фадеев А.Ю.
Просмотров: 797 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz