Четверг, 24.05.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Математика и информатика

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Комарова Е.С., преподаватель кафедры математики и  информатики

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

Информационная революция, свершившаяся на наших глазах в течении двух последних десятилетий существенно изменила специфику профессиональной деятельности специалистов. Сегодня  выпускник вуза должен сочетать в себе фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и исследовательским подходом к разрешению конкретных производственных задач.  Таким образом, на современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

 Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

О.Е. Лебедев отмечает, что применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [1].

Следует отметить, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, не имеет однозначного определения. В психолого-педагогической литературе к настоящему времени определены разные подходы к определению понятий "компетентность” и "компетенция”.

Поэтому основываясь на определении Э.Ф. Зеера и придерживаясь определения данного в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования мы в нашем исследовании  под компетенцией будем понимать «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», а под компетентностью – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

В соответствии с направлениями реализации компетентностного подхода в образовании компетенции разделяют на: ключевые компетенции - это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности, базовые - компетенции в определённой области и специальные - компетенции для выполнения конкретного действия, решения конкретной проблемы или задачи. А.В. Хуторской определяет: ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества; это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений (путем опыта их успешной реализации).

С.Е. Шишов, В.А. Кальней, А.А. Пинский выделяют признаки ключевых компетентностей. Ключевые компетентности [2]:

  • обладают интегративной природой, то есть вбирают в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности;
  • многофункциональны, то есть овладение компетентностью позволяет решать разные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;
  • надпредметны и междисциплинарны, то есть, способны к переносу из одной предметной области в другую и применимы в различных ситуациях;
  • многомерны, то есть ключевые компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения;
  • характеризуют практическую деятельность.

К особенностям ключевых компетентностей относят способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решения задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов, а также при решении актуальных жизненных задач.

Учёные предлагают различные перечни ключевых образовательных компетенций (компетентностей). Анализ различных подходов к их классификации показывает, что во всех есть компетентность, связанная с научно-исследовательской деятельностью студента.

В рамках нашего исследования мы определяем научно-исследовательскую деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Главная цель которой заключается в формировании способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  Предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, и нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [3].

 Следует различать  научно-исследовательскую деятельность в общем смысле и        научно-исследовательскую деятельность студентов, которая решает другие задачи, осуществляется в других условиях, имеет другое содержание, формы и продукт. Понятие и сущность научно-исследовательской деятельности студентов базируется на основе общей психологической теории деятельности. Основная особенность научно-исследовательской деятельности студентов состоит в том, что осуществляется она в ходе его учебной деятельности, тесно переплетаясь и фактически являясь ее частью.

Субъектом научно-исследовательской деятельности  выступает студент; объектом – научно-исследовательские процессы.

Согласно Е.Ю.Никитиной, структура готовности студентов к научно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научно-исследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании [4].

Организация внутренне мотивированной научно-исследовательской деятельности становится возможным только в том случае, если педагогами проводится целенаправленная работа по развитию у студентов умения самостоятельно планировать, осуществлять, и производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности. В связи с этим, можно выделить следующие ключевые принципы работы педагогов вуза:

-     Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

-     Принцип открытого образовательного пространства, строящегося на системе партнерского взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, соблюдении личностной автономии и права человека на ошибку;

-     Принцип самоопределения, предполагающий принятие всеми субъектами образовательного процесса личной ответственности за выбор и реализацию программы собственных целей развития;

-     Деятельностный принцип. Указывает на то, что при организация активной научно-исследовательской деятельности студентов  создаются условия для раскрытия их творческого потенциала, для позитивных сдвигов в развитии личности.

-     Принцип интеграции методов психолого-педагогического воздействия в процессе сопровождения потенциально одаренных учащихся. Отражает целостность процесса оказания педагогической помощи в развитии индивида.

Благодаря этим мерам улучшается взаимодействие преподавателей и студентов  и создаются благоприятные условия для развития научно-исследовательской компетенции студентов. Особое внимание следует обратить на организацию работы по формированию индивидуального познавательного стиля учащихся, эффективность которой во многом зависит от характера взаимодействия преподаватель – студент, научный сотрудник – студент. Это позволит дифференцировать уровень учебной нагрузки учащихся и создать условия для раскрытия их научно-исследовательского и творческого потенциала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Галиуллина, Ф.Ш. К проблеме совершенстовавния готовности студентов вузов к научно-исследовательской деятельности [Текст] / Ф.Ш.Галиуллина // http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue3/ econom1.html дата доступа 18.10.2009 г.

2. Лукашевич, О.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / О.Н.Лукашевич. – Карачаевск, 2002. – 188 c. РГБ ОД, 61:03-13/698-0.

 

3. Мареев, В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика [Текст] / В.И.Мареев. – Ростов-на-Дону, 1999. – 202 с.

4. Никитина, Е.Ю. Проблемы научно-исследовательской деятельности в ВУЗе [Текст] / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Проблемы технологического образования в школе ВУЗе: материалы ХII-й международной конференции – Москва, 2006. – С. 316 -317.
Категория: Математика и информатика | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: Комарова Е.С.
Просмотров: 1561 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz