Четверг, 24.05.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Математика и информатика

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Развитие готовности студентов к профессиональной мобильности в образовательном процессе вуза

 

С.В. Нужнова, доцент кафедры математики и информатики

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

В настоящее время понятие «профессиональной мобильности» довольно распространено и широко используется в различных отраслях науки: экономике, социологии, психологии и педагогики. Однако до сих пор нет единого представления о сущности данного феномена. Существует два подхода к рассмотрению профессиональной мобильности: социально-экономический и антропологический.

При рассмотрении феномена профессиональной мобильности с позиций социально-экономического подхода внимание акцентируется на внешней стороне, тогда как антропологический подход позволяет сосредоточиться на внутренних процессах явления. Это означает, что профессиональная мобильность должна трактоваться, прежде всего, с точки зрения возможности преодоления человеком внутренних психологических барьеров, препятствующих профессиональной самореализации. При таком подходе внимание сосредотачивается в области поиска средств развития человеческих способностей (компетентности).

В результате проведенных теоретических исследований мы пришли к заключению, что для всестороннего исследования феномена профессиональной мобильности необходимо опираться на антропологический подход в сочетании с гуманистическим,  акмеологическим, синергетическим и компетентносным подходами.

Исследуя профессиональную мобильность с позиции совокупности рассматриваемых подходов, мы пришли к заключению, что мобильность следует понимать как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании [5]. В этом случае в качестве результата профессиональной мобильности рассматривается не только когнитивная и инструментальная её составляющая, но и внутренняя свобода и раскрепощенность личности, её способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, умение перестроиться (при необходимости) в профессиональной деятельности.

Такое понимание «профессиональной мобильности» позволяет учесть, что в условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые ставят людей перед необходимостью оперативно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска.  Образ современного человека в этом случае ассоциируется с образом человека, способного «выстраивать свою жизнедеятельность». Подчеркивает, что современный человек должен обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать и принимать ценности самосовершенствования.

Сказанное выше позволяет нам определить профессиональную мобильность как оптимальный стиль деятельности в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в социально-экономических условиях информационного общества.

Соответственно готовность к профессиональной мобильности как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в социально-экономических условиях информационного общества.

При этом под профессиональным самоопределением мы понимаем самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации [7].

Профессиональная самореализация трактуется нами как сознательный и целенаправленный процесс наиболее полного проявления профессионально значимых личностных качеств, возможностей и способностей в профессиональной деятельности, как в сфере выбранной специальности, так и смежных специальностей (или совершенно новых).

В ходе теоретического осмысления процесса развития готовности студентов вуза к профессиональной мобильности с позиций гуманистического, антропологического, синергетического, акмеологического и компетентносного подходов нами были выявлены закономерности (внутренней и внешней обусловленности, организационно-педагогической эффективности) и обоснованы концептуальные принципы, составляющие ядро концепции развития готовности студентов вуза к профессиональной мобильности.

В качестве закономерностей внутренней обусловленности мы выделяем следующие положения:

-     развитие готовности к профессиональной мобильности как сложного психолого-педагогического конструкта, охватывающего мотивационно-волевые, когнитивные и коммуникативные стороны личности происходит по индивидуальной траектории становления специалиста, находящейся в нелинейной зависимости от педагогических воздействий;

-     процесс формирования и развития готовности к профессиональной мобильности предопределяет выделение инвариантных компонентов в структуре мобильного специалиста, связанных с фундаментальными знаниями, системой нравственных ценностей, базовыми личностными качествами, необходимыми для его профессиональной самореализации.

Данные закономерности предполагают использование принципов: гуманизации, формирования мировоззренческих ценностей, фундаментализации и  природосообразности.

В качестве закономерности внешней обусловленности мы выделяем следующее положение: развитие готовности к профессиональной мобильности будет эффективным при включенности студента в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность на основе использования потенциала внешней по отношению к вузу среды. Закономерность внешней обусловленности предполагает принципы  целостности, открытости.

Закономерность организационно-педагогической эффективности связана с проблемой совершенствования педагогического процесса – получением максимально возможного результата при минимальных затратах. Данная закономерность сформулирована в следующем положении: процесс управления педагогической системой содействия развитию готовности к профессиональной мобильности будет эффективным, если во время каждого периода развития системы (устойчивого развития, возникновения противоречий, структурирования и роста упорядоченности) будет введен оптимальный для этого периода стиль управления.

Данная закономерность предопределяет необходимость учета принципов опережающего управления и вероятностности.

Вышеперечисленные закономерности и принципы, легли в основу построения содержательно-смыслового наполнения концепции, включающего: модель педагогической системы содействия развитию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности; модель выпускника вуза, готового к профессиональной мобильности и дидактическое обеспечение процесса педагогического содействия развитию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности.

Рассмотрим модель педагогической системы содействия развитию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности.

Данную систему мы рассматриваем как социально-педагогическую систему, способную к саморазвитию и обеспечивающую оптимальные условия для развития готовности студента к выбору индивидуальной стратегии своей будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Определение системы развития готовности к профессиональной мобильности в условиях вуза как саморазвивающейся (т.е. синергетической), позволило нам при её описании, учитывать не только свойства всех систем такого типа (открытость, нелинейность, неустойчивость, динамическая иерархичность и т.д.), но и использовать принципы: целенаправленности; преемственности; учета потенциальных возможностей системы; взаимной адаптации.

Опираясь на исследование ученых, работающих в области педагогической синергетики [2; 4 и др.], мы выделили три периода развития системы формирования готовности к профессиональной мобильности:

- в первый период (устойчивого развития) система может рассматриваться как сложная саморегулирующиеся система, которая обладает: программой функционирования, лапласовским детерминизмом, целевой причинностью и др.

- второй период характеризуется возникновением противоречий между устоявшимися отношениями в образовательной системе и изменившимися социально-экономическими и культурными условиями. Это приводит к развитию неустойчивости, появлению образовательных инноваций: накоплению многообразия в способах, подходах, решениях проблем, связанных с подготовкой специалистов, обладающих профессиональной мобильностью. При этом система находится в состоянии поиска режима функционирования адекватного новым условиям ее существования.

- третий период это структурирование, рост упорядоченности, начало периода устойчивого развития. При этом уменьшается многообразие, появляются устойчивые формы новых отношений между субъектами образовательного пространства, происходит выбор оптимальных способов функционирования системы. В этот момент в системе происходит формирование, становление целей ее развития, саморазвития. Именно в этот критический период возникает круговая причинность в системе (обратная связь). Цели выступают в качестве системообразующих факторов развития системы.

Возвращение к первому периоду означает  достижение определенного предела упорядоченности (период гомеостаза).

Важную роль в управлении системой на различных этапах её развития играет мониторинг. Содержательной основой мониторинга является модель выпускника вуза, обладающего готовностью к профессиональной мобильности, построенная на компетентностной основе и включающая:

- личностный компонент, отражающий готовность выпускника мобилизовать свой внутренний потенциал в ситуациях, связанных с профессиональной мобильностью и включающий в себя ценностно-смысловую, персональную, валеологическую компетенции и компетенцию саморегуляции;

- социальный компонент, связанный с умением полноценно жить и трудиться в поликультурном обществе, способностью брать на себя социальную ответственность, способностью к быстрой социализации (адаптации) в профессиональном сообществе, в его состав входят: социально-правовая компетенция, коммуникативная компетенция, информационная  и языковая компетенции;

- специальный компонент, характеризующийся умением адаптироваться к новой профессии или новым профессиональным функциям, разрабатывать и реализовывать планы профессионального саморазвития и самореализации, он включает: общепрофессиональную

Анализ данных мониторинга является основой для выявления противоречий между существующим механизмом формирования и развития профессиональной мобильности и изменившимися внешними условиями (социальными, экономическими, культурными и др.). 

Особенностью созданной системы является то, что проблема управления в ней может быть решена лишь путем оптимизации взаимодействия, на первый взгляд, исключающих друг друга процессов «сохранение» и «изменение». Эту задачу можно представить как комплекс задач двух уровней: а) тактических – управление спонтанно сложившимся многообразием и б) стратегических – управление самим процессом возникновения многообразия. Таким образом, сущность управления созданной системой состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность её структуры.

Модель системы предусматривает реализацию трех этапов развития готовности студентов вуза к профессиональной мобильности: подготовительного, формирующего и оценочно-корректирующего.

Использование антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, синергетическим, акмеологическим и компетентностным подходами, обобщение личного педагогического опыта и опыта преподавателей университета позволило нам выделить те принципы отбора содержания варьируемой части базовых курсов, опора на которые даст возможность сделать процесс развития готовности к профессиональной мобильности более эффективным. К ним относятся концептуальные принципы: гуманизации, формирования мировоззренческих ценностей, фундаментализации, которые дополняются специфическими принципами – принципом направленности на самоопределение в профессиональной деятельности и направленности на формирование коммуникативной компетенции. Концептуальный принцип гуманизации раскрывается через принцип направленности на познавательную самостоятельность, а так же принципы личностной направленности и активизации творческой деятельности.

При реализации образовательных программ в рамках педагогической системы содействия развитию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности нами использовалась адаптивно-модульная технология обучения, различные аспекты которой рассмотрены в работах Е. Аленичевой [1], Р.С. Бекировой [3], Э.В. Лузик [6], и др.

Использование адаптивно - модульной технологии при реализации базовых курсов и курсов по выбору троится на следующих принципах:  направленность на формирование и развитие компетенций, входящих в состав готовности к профессиональной мобильности (личностных, социальных, специальных); создание условий для рефлексии выполняемой учебно-профессиональной деятельности и её результатов; учет индивидуальных особенностей уровня обученности каждого студента; направленность на обеспечение самостоятельности планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; фасилатация со стороны преподавателя развития готовности к профессиональной мобильности; обеспечение интеграции компонентов готовности к профессиональной мобильности.

Так как адаптивно-модульная технология наряду с неоспоримыми достоинствами, обладает и некоторыми недостатками, выявленными в ходе поведенных нами исследований (сложность создания методического сопровождения; трудности формирования коммуникативной и корпоративной компетенции студентов, которые являются важной составной частью профессиональной мобильности; низкая подготовленность преподавателей к реализации рассматриваемой технологии), то мы считаем важным использовать принцип дополнительности, интегрируя адаптивно-модульную технологию с технологиями: знаково-контекстного обучения; личностно ориентированного обучения; проблемного обучения и др.

Представленная концепция развития готовности студентов к профессиональной мобильности может быть реализована в любом вузе, но при её реализации необходимо учитывать специфику культурно-образовательных и экономических особенностей региона, в которых выпускнику предстоит профессиональная самореализация. Мы рассматривали эффективность концепции на примере условий провинциального вуза (Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») как наиболее трудных для формирования готовности к профессиональной мобильности.

В качестве критериев готовности студентов провинциального вуза к профессиональной мобильности были выбраны: мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный критерии.  

Анализ экспериментальных данных показал, что по всем трем критериям (мотивационный, личностный и деятельностный) наблюдаются  значимо большие положительные изменения в экспериментальных группах по сравнению с контрольной. При этом следует указать, что в третьей экспериментальной группе, где концепция развития профессиональной мобильности у студентов провинциальных вузов была реализована полностью,  показатели в среднем на 14–21 % были выше, чем в первой и второй экспериментальных группах и на 23–26 %, чем в контрольной  группе.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод об эффективности  авторской концепции развития готовности студентов вуза к профессиональной мобильности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Аленичева, Е. Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия / Е. Аленичева, В. Езерский, А. Антонов // Высшее образование в России. - 1999. - №5. - С.83-88.

2.  Аршинов, В.И. Синергетика: эволюционный аспект [Текст] / В.И. Аршинов, В.Г. Буданов // Самоорганизация и наука. - М.: Наука, 1994. - С. 229 - 249.

3. Бекирова, Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла: дисс. … канд. пед. наук / Р.С. Бекирова. -  М., 1998. – 186 с.

4. Буданов, В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический  подход [Текст] / В.Г. Буданов // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. – С. 16-21.

5.  Лесохина, Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых / Л.Н. Лесохина. - СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. –266 с.

6.  Лузик, Э.В. Разработка и внедрение критериально - ориентированных тестов достижений по учебным дисциплинам / Э.В. Лузик. - Киев, 1996. – 223 с.

7.  Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия. 2007.-496 с.

Категория: Математика и информатика | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: С.В. Нужнова
Просмотров: 1130 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz