Четверг, 24.05.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Современные проблемы образования. Педагогика и психология.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Оценка  эффективности комплекса организационно-педагогических условий формирования  мотивационной готовности к профессиональной мобильности студентов филиала вуза

Е.Г.Неделько,к.п.н.

Троицкий филиал Челябинского

государственного университета

Формирование мотивационной готовности у студентов провинциального вуза может быть  эффективным при соблюдении определенных организационно-педагогических условий: первое организационно-педагогическое условие  связано с  разработкой содержания психолого-педагогических дисциплин, в рамках которых происходит поэтапный процесс формирования мотивационной готовности. Однако, даже при соответствующем подборе материала,  успешное формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности возможно лишь при совершенствовании методик его реализации. Например, если реализация содержания дисциплин осуществляется с опорой на субъектный опыт студентов и активизацию осознанной саморегуляции их произвольной активности, выделено в качестве второго педагогического условия. Мотивационная готовность личности (в том числе готовности к профессиональной мобильности)  неразрывно связана её рефлексивными способностями, так как именно они, по мнению               В.В. Давыдова, позволяют найти существенные основания собственных действий.

Способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет не только сформировать устойчивую систему мотивов, побуждающих к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессио­нальной деятельности, но и иметь возможность управлять  своей мотивационной сферой. В связи с этим целесообразно в качестве третьего организационно-педагогического условия рассмотреть возможности выхода студента в рефлексивную позицию посредством организации игровой деятельности.

Эффективность выявленных педагогических условий оценивалась по следующим критериям и показателям: установочный критерий: познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация саморазвития, мотивация достижения успеха; когнитивный критерий: знание психолого-педагогических и технологических основ мотивационной готовности личности к профессиональной мобильности (профессионального самоопределения, саморегуляции, познавательной самостоятельности); логическое и критическое мышление; личностный   критерий: флексибильность (гибкость, пластичность), рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе; технологический  критерий: целеполагание, моделирование, проектирование в ситуациях  изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы.

Реализация выдвинутого нами комплекса педагогических условий в реальном образовательном процессе филиала вуза позволила сделать работу по формированию мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов целенаправленной и более продуктивной.

 Успешность формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности мы оценивали по степени изменения показателей каждого из выявленных ранее критериев (установочный, когнитивный, личностный и технологический  компоненты). Контрольные срезы проводились в конце первого,  второго и третьего этапа формирования мотивационной готовности.

В таблице приняты следующие условные обозначения:

КГ - контрольные группы, где процесс преподавания проходил традиционно;

ЭГ1 - экспериментальные группы, в которых реализовывалось первое  организационно-педагогическое условие: поэтапный процесс формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности  начинается с первого курса вуза  и происходит в рамках специально разработанных дисциплин;

 ЭГ2 - экспериментальные группы, в которых кроме первого организационно-педагогического условия использовалось следующее:  реализация содержания дисциплин осуществляется с опорой на субъектный опыт студентов и активизацию осознанной саморегуляции их произвольной активности;

 ЭГ3- экспериментальные группы, в которых организационно-педагогические условия были реализованы полностью, т.е. к перечисленным выше  условиям  добавлялось следующее: интеграция компонентов мотивационной готовности совершается в ходе учебно-деловых игр, стимулирующих выход студентов в рефлексивную позицию.

В данной статье мы рассмотрим только динамику изменения показателей, входящих в установочный критерий (познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация самореализации, мотивация достижения успеха) и когнитивный критерий, который оценивался по уровню знаний психолого-педагогических и технологических основ мотивационной готовности личности к профессиональной мобильности (сумма баллов, подученных студентом в ходе тестовых контрольных работ по соответствующим темам).

 Читать полный текст статьи в формате DOCX

Категория: Современные проблемы образования. Педагогика и психология. | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: Е.Г. Неделько
Просмотров: 887 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz