Вторник, 23.10.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Современные проблемы образования. Педагогика и психология.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Лопан Т.А. ТФ ЧелГУ.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лопан Т.А.

Троицкий филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ»

Научный руководитель: д.п.н., профессор Репин С.А.

 

Идея о необходимости непрерывного образования человека в течении всей его жизни не является достижением нашего времени. Истоки явления «непрерывное образование» можно обнаружить еще в древности. Так, В.П. Зинченко считает, что проблема непрерывного образования в то время, осмысливалась не столько в форме «понятия», сколько в форме идеи, причем возведение этой идеи он относит к Библии, Корану, Талмуду. В.П. Зинченко утверждает, что в форме полудогадки эту мысль высказывают Платон, Аристотель, Сенека, Конфуций. Свое отражение идея непрерывного образования также получила в гуманистических взглядах Вольтера, Гете, Каменского, Руссо и др. [3].

Интересным, применительно нашей проблемы исследования, является разработка проекта народного образования во Франции в эпоху революции, предложенного Ж. Кондорсэ. Он фактически базировался на идее непрерывного образования, реализовывая его основной принцип – универсальность, т.е. распространенность образования на всех граждан. Он говорил: «... просвещение должно охватывать всех граждан … на разных уровнях охватывать всю систему человеческого знания, а также гарантировать людям разного возраста легкое сохранение уже имеющихся знаний, а также представление возможности приобретать новые» [2].

Такой же точки зрения придерживался А. Смит, говоря, что «просвещение не следует рассматривать в качестве института, предназначенного только для избранных и относящегося только к короткому периоду в начале зрелого возраста; его нужно трактовать как необходимость для всех и в течение всей жизни» [2].

Ч. Кулисевич объясняет необходимость непрерывного образования неизбежным следствием научно-технической революции. Он понимает обучение, продолжающееся всю жизнь как «условие человеческого существования: именно с высоким уровнем образованности общества связываются надежды на устранение разрыва, возникшего между миром, в котором мы живем, и возможностями контроля над ним» [4].

Однако среди зарубежных авторов есть мнение, что непрерывное образование это утопия. В подтверждение этому можно привести высказывание П. Гудмана: «Действительно ли нужно людей учить так долго, как это мы делаем сейчас, и на таком высоком уровне, если мы знаем, что работа, которую они будут выполнять, не требует более высокой квалификации? Ведь в 1990 г. мы не были такими дикими, но всего только шесть процентов взрослых людей имели аттестат зрелости» [5].

Впервые термин «непрерывное образование» был употреблен в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, а в 1972 г. в «Докладе Фора», было внесено предложение принять как руководящую концепцию так называемое «непрерывное образование» для будущих нововведений во всех странах мира.

Более полно эта концепция была представлена в документе, изданном бывшим Комитетом СССР по народному образованию:  всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения. В связи с чем, целью непрерывного образования будет «становление и развитие личности как в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей» [5].

Аналогичной точки зрения придерживается Б.С. Гершунский, говоря что суть непрерывного образования заключается в создании необходимых условий для всестороннего гармоничного развития индивида независимо от его возраста, первоначально приобретенной профессии, специальности, места жительства с обязательным учетом его особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок [1]. Также этой точки зрения придерживается и ряд других отечественных авторов: В.Г. Онушкин, Ю.Н. Кулюткин, Е.Н. Жильцов, Н.Н. Оттенберг.

Иной точки зрения на понимание «непрерывного образования» придерживается О.В. Купцов, говоря что «традиционная вертикальная преемственность, рассматриваемая как линейная последовательность, уступает место иному, функциональному типу преемственности, реализация которого обеспечивает непрерывный характер процессов формирования личности». Т.е. непрерывное образование – процесс приобретения дополнительных знаний.

Интерес представляют взгляды Ч. Кулисевича на сущность непрерывного образования, который утверждал, что «непрерывное образование призвано готовить людей к учению инновационному, к альтернативному и одновременно всеобъемлющему мышлению, к объединению интересов личности и общества в гармоничное целое. Оно не должно оставаться на втором плане, носить компенсационный или узкоспециальный характер; его необходимо рассматривать как полноценный компонент формального обучения и воспитания» [4].

Другой позицией, которая заслуживает внимания, является мнение П. Аренц, где на первый план выдвигается распространение культуры, а также подготовка гражданина к имеющимся условиям развития общества, т.е. культурологические и социальный аспекты непрерывного образования представляются ему приоритетными, а уж затем дополнительное общее образование для всех; профессиональная подготовка и повышение квалификации на всех ступенях системы образования.

Однако в психолого-педагогической литературе можно встретить еще несколько аспектов, связанных с пониманием сущности непрерывного образования. Так, например, ряд авторов придерживается мнения, что непрерывное образование это новый способ образовательной деятельности, а в частности способ разрешения противоречий между требованиями научно-технической революции и существующей системы образования.  Такую точку зрения разделяет О.В. Довженко, ориентируя непрерывное образование на становление личностных качеств профессионала. «Основная задача обучения и воспитания не может быть сведена к простому воспроизводству накопленного и осмысленного ранее, поэтому стратегической целью образования становится упреждающая подготовка специалиста, рассчитанная на решение принципиально новых задач. А это требует наличия у него тех качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему» [5].

Иначе к данной проблеме подходят Н.Н. Пахомов и Ю.Г. Татур, рассматривая непрерывное образование как идею опережающего развития человека. Они говорят, что важной чертой образования личности и одной из сущностных характеристик непрерывного образования, а как результат и показателя образованности, является отношение к прошлому в контексте с настоящим и нацеленность на будущее.

Развивая идею опережающего развития человека, Н.Н. Пахомов видит возможность ее реализации не через усвоение прежних рецептов, но на основании подготовки к овладению методами и содержанием познания и практики, которых никогда ранее не существовало. В итоге Н.Н. Пахомов приходит к выводу, что из числа различных идей, которые могли бы привести к смене передачи педагогической деятельности, можно отнести лишь концепцию непрерывного образования.

Обобщая сказанное выше, можно констатировать, что непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране.

Просматриваются три главных аспекта в сущности непрерывного образования:

– первый аспект, традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности;

– сторонники второго аспекта рассматривают явление образования как пожизненный процесс и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное обучение и т.п.);

– в третьем аспекте идею пожизненного образования «пропускают» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью, так называемое «образование через всю жизнь», где целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие и саморазвитие человека.

 

Литература:

1.   Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

2.  Горшков, М.К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М.К. Горшков, Г.А. Ключарев. – М.: Институт социологии РАН, 2011. – 232 с.

3.  Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. – 1997. – №5. – С. 3–16.

4.  Молчанова, Т.К. Возможность непрерывного образования. Общие подходы. Выпуск 1. / Т.К. Молчанова, Г.В. Носкова, Н.К. Виноградова. – М.: Перспектива, 2007. – 40 с.

5.  Теоретические основы непрерывного образования  /  Под ред. В.Г. Онушкина. – М.: Педагогика, 1987. – 208 с.

Категория: Современные проблемы образования. Педагогика и психология. | Добавил: fau_st (11.03.2012)
Просмотров: 3430 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz