Четверг, 16.08.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Современные проблемы образования. Педагогика и психология.

Педагогическое содействие формирования готовности к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности у студентов на начальной


 Педагогическое   содействие  формирования  готовности  к  самостоятельной  учебно-профессиональной деятельности  у  студентов  на  начальной  стадии   обучения   в   Вузе

 

 В  условиях  рыночной  экономики  основной  задачей   является  создание  максимально  адаптивной  к  изменяющимся  условиям  мобильной  личности.  А  это  не  возможно  без  практики,  которая  зачастую  постигается  путем  активной  самостоятельной  работы.  Очень  важным  является  правильно  организовать  взаимодействие  обучаемой  и  обучающей  подсистемы  именно  в  ракурсе  педагогического  содействия  самостоятельной  работе. 

Педагогическое   содействие    формирования    готовности   к  самостоятельной  учебно-профессиональной  деятельности  у  студентов  Вуза  является  очень  актуальным  вопросом  в  условиях  транзитивности    системы  образования  настоящего  периода.  Связано  это  в  -  первую  очередь,    с   возрастанием  роли  самостоятельной  работы в      общем  педагогическом  процессе  на  всех  этапах  обучения.

Повышение  роли  самостоятельной  работы   в высшей школе  должно  осуществляться  на  всех  этапах  обучения,  особенно  это  важно  именно  на  начальном  этапе  обучения, т.к.  переход  на  новые  методики  и  программы  обучения,   предполагают  уменьшение  теоретического  курса  обучения,  делая  основной  акцент  именно  на  практике.

Педагогическое  содействие    самостоятельной  работы  студентов  должно  выступать  именно  в  форме  сопровождения,  т.е.  носить  консультативный  направляющий  характер. В связи с этим необходим новый подход к самостоятельной работе студентов, связанный не только с изучением текстов, с подготовкой рефератов, конспектов, но и с учетом специфических интересов студентов, их будущей специальностью. Т.е.  необходимо  обращать  взоры  будущих  специалистов  именно  на  проблемы  самостоятельного   изучения    практических  основ  своей  будущей  специальности.

Термин самостоятельная учебная работа рассматривается как вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающегося во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, и как средство формирования познавательных способностей обучающихся, их направленности на непрерывное самообразование. Самостоятельная работа студентов является творческой деятельностью, направленной на преобразование информации в знание. Она охватывает все виды и формы учебных занятий, протекающих как без преподавателя, так и под его непосредственным контролем, т. е. как вне аудитории, так и в аудиторной работе. [4].

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Разумеется, преподаватель, заинтересованный в эффективности самостоятельной работы студентов. Он должен, во-первых, помочь им в формировании высокого уровня мотивации на учебно - и научно-исследовательскую деятельность; во-вторых, профессионально разработать необходимые методические материалы с учетом альтернативных подходов; в-третьих, обеспечить текущее консультирование и обратную связь; в-четвертых, получить результат этих совместных усилий. [2].

Цель самостоятельной работы – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания, сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.

Задачи самостоятельной работы:

– освоить теоретический материал по философии (отдельные темы, вопросы тем, взгляды и идеи философов и т. д.);

– закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки и т. д.);

– применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, диспута, письменный анализ конкретной ситуации, и т. д.);

– применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента);

– содействовать развитию творческой личности, обладающей высокой зрелостью, готовностью  и способностью  преодолевать жизненные трудности. [3].

Основные требования  к  организации и  проведению самостоятельной работы студентов:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер и иметь четкую и ясную формулировку цели (целей). Это придает ей осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному выполнению поставленных задач.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы или не определив задачи, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно возвращаться к началу или консультироваться с преподавателем. Время тратится нерационально, эффективность самостоятельной работы снижается.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Для самостоятельной работы рекомендуется предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует развитию познавательных способностей студентов.

3. Каждому студенту необходимо непрерывно пополнять и углублять свои общепрофессиональные и специальные знания. Основным средством для выполнения этой задачи является работа с научной литературой, конспектами, участие в научно-исследовательской работе на кафедре.

4. В качестве основного метода самостоятельной работы рекомендуется самостоятельное чтение текста и составление конспекта прочитанного.

5. Внеаудиторная работа должна быть тематически связана с аудиторной и расширять знания, полученные на практических занятиях. [1].

Таким  образом, самостоятельная  работа студентов будет более эффективной, если она контролируется и проверяется. Но  при  этом  контроль  должен  выступать  исключительно  в  форме  педагогического  содействия.

  

                                               Литература:

                                      

1. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального образования // Повышение академического уровня учебных  заведений.  – Екатеринбург, 2008г.   с.5-6

2.   Рябков, А.М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. – 2008. – № 1.

3.Рыбин В.А. Нравственно – гуманистическая  педагогика  Нового  времени.  – М., 2006 – с. 392.

4. Фрадкин  В.А. Воспитательные  системы.  – М., 2003, с. 11-12
Категория: Современные проблемы образования. Педагогика и психология. | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: Е.Л. Коновалова
Просмотров: 622 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz