Суббота, 23.06.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Современные проблемы образования. Педагогика и психология.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ В    ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Предигер М.Л.

Аспирант, преподаватель

 кафедры педагогики и психологии

Троицкий филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ»

Научный руководитель: д.п.н., профессор Лежнева Н.В.

 

XXI век стал временем больших перемен – цифровые технологии, биотехнологии, развитие коммуникационных сетей и так далее, все это привело к увеличению возможностей для развития личности, но и возлагает на них больше ответственности. Поэтому можно сказать, что данные перемены подразумевают переход к «обществу, основанному на знании» или как  его называют, информационному обществу. Основу экономики такого общества составляют не материальные товары и услуги, а знания и умения. В связи с этим, современное общество предъявляет большие требования к специалистам, которые не просто должны быть компетентными в своей профессиональной деятельности, но и мобильными к изменяющимся условиям, стремящимися к постоянному саморазвитию. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными гражданами общества. Для этого необходимо мотивировать человека к профессиональному саморазвитию. Как показывает практика многие не готовы к этому. [1]

Образование, ориентированное на мотивацию профессионального саморазвития, должно быть адекватно не только уже изменившимся условиям существования человека в современной социально-экономической и информационной среде, но и тем новым глобальным проблемам, которые ставит перед человечеством наступивший XXI век. [2]

Проблема мотивации профессионального саморазвития – проблемой порожденной развитием общества и своими корнями уходят в древность к моменту зарождения профессионального образования. Поэтому в ходе ретроспективного анализа мы проследим, как развивается это проблема в истории высшей школы.

Известно, что «официально» первые университеты появились лишь в средние века. Однако прообразы высших учебных заведений существовали и в более раннее время, так называемые прообразы университетов к примеру: Пифагорейский союз – закрытое объединение послушников и математиков (VI век до н. э.); философская школа Платона в Древней Греции, которая получила название Академия  (IV век до н. э.); Ликей Аристотеля [3]. И уже в то время мыслители задавались вопросом мотивирования саморазвития:

Например Сократа (469–399 до н.э.) [7] в воспитании у своих послушников мотивации к самосовершенствованию, для  это философ собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями беседы. Поскольку считал, что лучше всего мотивирует саморазвитие – устное общение, которое в дальнейшем стало базой  для формирования дидактического средства «майевтики» – или диалектического спора, так называемого метода сократовской беседы, составляющим которого является:

1.  «сократова индукция» – диалог, состоящий из «наводящих размышлений», при помощи которых происходит процесс мотивирования учеников к определенному знанию, решению задач и самопознанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное – мотивировать человека к самостоятельному открытию знаний. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, задаваемые мыслителем  и постепенно приводящие слушателей к нужным выводам.

2.  «сократова ирония» – шутливое искажение позиции мыслителя, подчеркивающего свое мнимое незнанию обсуждаемого вопроса. 

Таким образом, при помощи данного метода философ учил своих воспитанников самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, нахождение истины в процессе личного саморазвития и самосовершенствования.

Проблема саморазвития интересовала не только древнегреческих мыслителей, она нашла свое отражение и в эпоху эллинизма, где были созданы две основные школы – эпикурейцев и стоиков. Не смотря на различие во взглядах на воспитание в этих школах, основоположники той и другой, важным считали мотивировать саморазвитие, так:

– Эпикурейцы считали, что мотивировать к саморазвитию воспитанников можно только путем только путем отказа от общественной жизни,  поскольку она является источником тревог, зависти, жестокости и конформизма, а приход к нравственной – это жизнь личная в кругу книг и близких, цель данной жизни является познание, и саморазвитие,  мотивировать к которому может только отчуждение от  общества[3].

–Стоики, же придерживались мнения, что стимулировать саморазвитие беседа и автономность каждого ученика, его свобода мысли, поскольку только свободные слушатели могут быть мотивированы к самопознанию и  саморазвитию[3].

Проблема саморазвития были интересна основоположникам первых средневековых университетов Европы: Болонский университет (1088), Парижский университет (1200), Оксфордский университет (1168), университет  на Саламанке (1227). Для мотивирования своих студентов к саморазвитию применялись различные методы так, например:

Диспут, посвященные разбору некоторого вопроса. Руководил таким диспутом магистр, который и выбирал тезис, но защищать его аргументами обычно должен был младший учитель – возражения при этом мог выдвигать любой слушатель, окончательное, же заключение было за магистром. Магистр мог затем сам рассмотреть тот же вопрос, выдвигая контраргументы и опровергая их; такая лекция, записанная им, носила название quaestio disputata (обсуждаемый вопрос). Можно было провести и несколько диспутов по избранной теме, чтобы осветить разные ее стороны. Кроме текущих учебных диспутов проводились также диспуты иного рода, испытательные. Например, in-ceptio – диспут, претендента на степень доктора; resumptio – диспут, магистра, переходящий из одного университета в другой [4; 6]. Так же для активизации саморазвития студентов использовался такой метод, как  «логический анализ», который существовал в 2-х вариантах: так первый вариант представлял собой разделение всего предмета на логические части, потом на темы, подтемы и так далее, до конкретного знания, с тщательным доскональным изучение и освоением каждой из частей; второй вариант был так называемы предшественником проблемного обучения а именно - излагалось общее положение, указывались его основные проблемы, далее был поиск решения проблемы. Инструментом реализации данного методы выступали вопросы [4; 6].

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: что в средневековых университетах многие методы обучения были направлены на активизацию саморазвития студентов, в основе которых лежало стимулирование научного знания, умение мыслить и рассуждать.

Много нововведений в систему образования и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, прошедшая под знаком гуманистических идей (конец XIV–начало XVII в.). Главным образовательным достижением эпохи возрождения – провозглашение  принципа индивидуальности, «самости» человека. В центр воспитания ставилась человеческая личность, поощрялось светское образование. Мыслители утверждали о необходимости саморазвития, к которому может привести только образование.

Мыслители  эпохи Возрождения, говорили о необходимости направить обучение на получение знаний и саморазвитие. Не смотря на то, что учёные провозглашали необходимость свободного саморазвития, на практике часто встречалось применение жестоких методов стимулирования саморазвития виде физического наказания, так за не послушание могли даже высечь воспитанника.

 Великие педагоги Нового времени изучая и дополняя достижения своих предшественников касающиеся образования человека, посвящали много работ саморазвитию.

Среди педагогов нового времени значимы,  применительно к теме нашего исследования,  труды  Я.А. Коменского (1592–1670), Ж.Ж. Руссо (1712–1778), И.Г. Песталоцци (1746–1827), А. Сен-Симона (17601825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), А. Дистервега (1790–1866) и др. Например:

  Я.А. Коменский (1592–1670) связывал саморазвитие с внутренними источниками предлагал организовать педагогический процесс с ориентацией на основные составляющие: понимание, воли и деятельность воспитанников. Важно отметить, что данные взгляды он высказывал, не смотря на то, что главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника, т.е. решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, формирующие личность по своим законам, независимым от потенциала, активности самого ребенка. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей» [5]. Человек как органичная часть природы подчиняется тем же естественным законам. Образование расценивается не как самоцель, а как средство дальнейшего развития. Знания и умения должны использоваться для саморазвития и самосовершенствования [5].

Работы философов этой эпохи послужили толчком для формирования университетской базы нового типа - классического университета, идеи которого были разработаны В. Гумбольдтом (1767–1835). Главной идей нового университета было сочетание ориентации исследования и обучения при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего  со стороны государства. Ученый разработал концепцию и реформу среднего и высшего образования. Он дал обоснование принципов, которые смогли бы принять не только  правительство, но и более влиятельные, широкие образованные  круги: 1) дух протестантизма; 2) идею самобытности; 3) представления о нравственности; 4) гуманную миссию образования [4].

Именно  берлинский университет, в котором была реализована концепция В. Гумбольдта, дал мощ­ный импульс развития «индустрии знаний и  сделал шаг в развитии гуманизации высшего образования: существенное внимание стало уделяться формированию личности, характера, индивидуальности, саморазвитию и самореализации студентов.

Проблема мотивации профессионального саморазвития получила новый веток развития с возникновение в 60-е годы XX века гуманистической психологии. Для нас будут интерес составляют несколько положений данной концепции это:

– в основе природы человека заложены тенденции к саморазвитию. Устремленность в будущее  - главное качество личности.

– в основе гуманистических теории личности экзистенциалистский принцип самоактуализации личности и предлагается построит обучение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании. Преимущества такого  учения заключаются в сознательном, ответственном, а  следовательно, самостоятельном включении в него обучающегося,  готовность быть постоянно открытым к восприятию нового  опыта и постоянно меняться самому по мере изменения окружающей действительности;

Идеи гуманистической психологи нашли свое воплощение в современной теории и практике образования – гуманистической педагогики. В основе образования, которой лежит перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого, через формирование внутренней мотивации, самокоррекции, самоанализа, саморазвития, то есть всего относящегося к самосозиданию личности.

Таким образом, конец XX века для многих развитых стран связан с пересмотром идей и концепций высшего образования.   Опыт многих из них  показывает, что догматическое мышление было характерно не только для коммунистической реальности, но в большей или меньшей степени для современной жизни вообще.

Перенос акцента в общественном сознании с антропоцентрического на биоцентрическое, социоприродное развитие человека предопределил устойчивую тенденцию к гуманизации университетского образования во многих странах Европы и Америки, ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности.

 

Литература:

1.  Битянова,  Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии Аналитический обзор. /   Н. Р. Битянова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 48 с.

2.  Вербицкий,  А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова. – М, Высш. школа, 1991. – 207 с.

3.  Гумбольд, В. О пределах государственной деятельности /  В. Гумбольд. – М.: Социум, 2003. – 200 с.

4.  Духавнева,  А.В.  История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 480 с.

5.  Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. –  М. : Учпедгиз – 1939. – 207 с.

6.  Модзалевкий,  Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. / Л.Н. Модзалевский  - СПб .2000.

Нерсесянц, В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1984. – 192 с.
Категория: Современные проблемы образования. Педагогика и психология. | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: Предигер М.Л.
Просмотров: 1758 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz