Среда, 14.11.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Современные аспекты юридической науки

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ. Клышева А.Е. ТФ ЧелГУ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Клышева А.Е.

Троицкий филиал Челябинского государственного университета г.Троицк

 

Коррупция относится к числу наиболее опасных, негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Сегодня коррупция пронизывает все уровни власти. Уровень местного самоуправления не является исключением.

Коррупция на муниципальном уровне, воспринимаемая большинством населения как обычное явление, оказывает разлагающее влияние на все стороны жизнедеятельности местного сообщества и государства в целом. К её экономическим последствиям следует отнести расширение сферы теневой экономики в масштабах муниципальных образований, утрату ими своих функций и др. В качестве политических последствий необходимо указать на уменьшение доверия к органам местного самоуправления, отчуждение их от общества, игнорирование выборов в муниципальные органы. Социальные последствия проявляются в дискредитации законов, расслоении населения, социальной напряжённости в обществе.

Вместе с тем, при повсеместной бытовой распространенности коррупции размер коррупционного вознаграждения на муниципальном уровне относительно невелик. Большинство преступлений на муниципальном уровне совершаются руководителями муниципальных учреждений, главными бухгалтерами, а также главами муниципальных образований.[1]

Это говорит о существующих пробелах в  законодательстве о местном самоуправлении, создающих условия для совершения коррупционных преступлений. Также в большинстве муниципальных учреждений отсутствует надлежащий контроль со стороны руководства за деятельностью финансовых служб и должностных        лиц,          выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Повышенную подверженность коррупции органов местного самоуправления  предопределяют: высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих органам местного самоуправления полномочий, отсутствие реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно небольшой уровень оплаты труда муниципальных служащих. Деятельность органов местного самоуправления в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами.

Кроме того, причины коррупционной преступности находятся в самом обществе, которое непрерывно воспроизводит факторы экономического, политического, национального, идеологического, психологического характера, порождающие это явление. Можно говорить о целом комплексе объективных и субъективных причин, природа которых, по-видимому, до конца не ясна ни власти, ни обществу.

Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в органах местного самоуправления, а также необходимости разработки эффективных мер ее профилактики ставит на повестку дня вопрос о более качественном изучении данного негативного явления.

Основная проблема борьбы с коррупцией на муниципальном уровне заключается не столько в несовершенстве нормативной профилактической базы, сколько в том, что отсутствуют действенные институты, способные создать и поддержать жизнеспособное гражданское общество и  нравственные нормы.

С 2008г. в России планомерно совершенствуется антикоррупционное законодательство:  приняты Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[2], Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»[3], Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»[4] и др.

Однако принятие названных законодательных актов является лишь началом  масштабных перемен, которыми должна быть ознаменована борьба с коррупцией в стране, не смотря на то, что значение принятия указанных законов для России трудно переоценить. Принятие базового антикоррупционного закона ждали на протяжении нескольких лет не только ученые и практики, но и фактически вся общественность нашей страны. Вместе с тем, данный закон не решил все правовые проблемы соответствующего противодействия. Проблема коррупции не столько правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, политические.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] одним из основных принципов противодействия коррупции назван принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Таким образом, предупреждение (профилактика) коррупции признается законодателем центральным элементом системы противодействия коррупции.

В криминологической литературе термин "профилактика преступлений"[6]  обычно используется в качестве синонима предупреждения преступлений. Целью профилактических мер является выявление и устранение причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению.

Перечень мер по профилактике коррупции содержится в ст. 6 антикоррупционного Закона. Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут, соответственно, для их реализации потребовалось принятие ряда законодательных и подзаконных актов, внесение изменений в существующие, что частично было реализовано.

Однако правовая природа предупреждения преступности в муниципальных образованиях является крайне противоречивой и неопределенной, что сводит на нет усилия муниципалитетов в предупреждении коррупции.  Полагаем,  что   Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нуждается в ряде дополнений, касающихся регламентации предупреждения коррупции как о вопросе, находящемся в компетенции местных органов власти, что устранит ограничение полномочий муниципальных органов в этой сфере и позволит оптимизировать систему субъектов профилактики коррупции на муниципальном уровне.

В целях повышения эффективности,  деятельность по предупреждению коррупционного поведения должна осуществляться на основе общепринятых в отечественной криминологии принципов: законности, социальной справедливости, комплексности, системности, приоритете и уважении прав и свобод человека, своевременности, достаточности, индивидуализации и дифференциации мер предупредительного воздействия.

Важную роль в предупреждении коррупционных правонарушений на муниципальном уровне могут сыграть такие меры, как мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов; разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению или ограничивающих интенсивность либо сферу действия явлений, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Не менее важны пропаганда антикоррупционных стандартов; содействие гласности и открытости решений, принимаемых лицами, имеющими публичный статус, если иное прямо не предусмотрено законом; опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики.

 

Библиографический список:

1. Обобщение практики рассмотрения судами Челябинской области уголовных дел коррупционной направленности  (Утверждено Президиумом Челябинского областного суда 21 декабря 2011 г.)  URL: http://www.chel-oblsud.ru  (дата обращения: 30.01.2012).

2."Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

3."Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6229.

4."Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6235.

5."Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

6. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 185.

Категория: Современные аспекты юридической науки | Добавил: fau_st (11.03.2012) | Автор: Клышева А.Е.
Просмотров: 3001 | Комментарии: 6 | Теги: коррупция, профилактика коррупции на муниципал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz