Суббота, 17.11.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Таможенное дело

ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.В.Черетских, доцент кафедры права

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

По итогам совещания  о вопросах инвестиционного климата президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил:

1. При реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза и национального законодательства в сфере таможенного дела в целях улучшения инвестиционного климата разработать и внедрить таможенные процедуры и технологии, предусматривающие:

а) сокращение сроков выпуска товаров и числа документов, представляемых в этих целях;

б) переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях;

в) переход к выборочному таможенному контролю с использованием системы анализа и управления рисками;

г) создание эффективной системы контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства после выпуска товаров, обеспечивающей ускорение и упрощение осуществления таможенных процедур в пунктах пропуска и таможенного оформления товаров.

2. Совместно с общественными организациями предпринимателей проработать вопрос о целесообразности установления для перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности обязанности предварительно информировать в электронном виде таможенные органы об экспорте и импорте товаров. При необходимости подготовить соответствующие нормативные правовые акты.

Однако, на сегодня электронное декларирование не является обязательной формой декларирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривается две формы декларирования: письменная и электронная. Это было связано с неготовностью Российской Федерации, а также остальных государств-членов Таможенного союза.  В соответствии Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ установлено, что декларант вправе выбирать в какой форме будет производиться таможенное декларирование с использованием таможенной декларации до 1 января 2014 г. Непереход на сто процентное электронное декларирование связан как с неготовностью большинства участников ВЭД к применению электронного декларирования, так и с трудностями которые возникают в процессе декларирования.

Основными причинами неготовности, препятствующими использованию электронного декларирования, являются вопросы, связанные с выделением дополнительных штатных единиц, увеличением нагрузки на декларантов и специалистов по таможенному оформлению, дополнительными временными и финансовыми расходами.

Затраты на организацию автоматизированного рабочего места декларанта, работающего в системе электронного декларирования, зависят от выбора оператора и технологии, по которой происходи создание электронной таможенной декларации. Необходимое программное стоит около 10 тыс. руб. Кроме того, порядка 2 тыс. руб. стоит средство криптографической защиты информации «Крипто-Про». Если участник ВЭД представлял оформленные самостоятельно таможенные декларации на бумажном носителе, а, значит, имел автоматизированное рабочее место с установленным программным обеспечением, ему потребуется только средство криптографической защиты. Ключи с электронными цифровыми подписями выдаются ГНИВЦ ФТС России бесплатно. При организации собственного абонентского пункта, подключенного к автоматизированной системе доступа таможенных органов, участник ВЭД обязан обеспечить требования по безопасности и понести дополнительные расходы, связанные с закупкой средств защиты информации и аттестации автоматизированных рабочих мест. Стоимость криптографической защиты информации, передаваемой по открытым каналам связи АПКШ «Континент» в минимальной комплектации стоит 100 тыс. руб. Стоимость аттестации автоматизированного рабочего места, включая настройку средств защиты информации – 50 тыс. руб. Итого при организации абонентского пункта, состоящего из одного автоматизированного рабочего места расходы не должны превысить 200 тыс. руб. Затраты на создание и аттестацию автоматизированной системы оператора электронного представления сведений таможенным органам, на которого возлагается обязанность по обеспечению безопасности информации абонентов составляет порядка 600 тыс. руб. Совершив данные расходы, предприниматель получает возможность оказывать коммерческие услуги по пересылке электронных деклараций другим участникам ВЭД.

Наименее затратным для участника внешнеэкономической деятельности является предоставление электронных деклараций через операторов информационного обмена. Стоимость передачи одной электронной декларации таким способом колеблется от 25 до 300 рублей в зависимости от оператора и объемов декларирования. Кроме того, в настоящий момент несколько российских операторов проводят акции по привлечению клиентов и оказывают данные услуги бесплатно.

Учитывая последнее обстоятельство неготовность участников внешнеэкономической деятельности сводится до минимума. Следовательно проблемы необходимо искать в других направлениях.

Таможенная декларация в виде электронного документа предоставляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации. В соответствии с Приказом ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (в редакции Приказов ФТС РФ от 29.11.2006 № 1243 и 14.07.2010 № 1331) таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами заполнения таможенной декларации, установленных нормативными правовыми актами в области таможенного дела, поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, определенных Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 421 «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций», и подписанных ЭЦП.

При совершении таможенных операций с использованием электронной таможенной декларации, в том числе при выпуске товаров до ее подачи, документы, предоставление которых предусмотрено Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций», и перечисленные в классификаторе видов документов, используемых при таможенном декларировании (таблица), представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях в зависимости от товара, который перемещается, от вида транспорта, на котором они перемещаются, а также от таможенной процедуры.

В соответствии с Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза если законодательство государства каждой из сторон требует, чтобы документ был оформлен письменно, то электронный документ, оформленный по правилам и требованиям документирования, определяемым Комиссией Таможенного союза, считается соответствующим этому требованию. Если в соответствии с законодательством государства каждой из сторон требуется, чтобы документ на бумажном носителе был заверен печатью, то электронный документ, оформленный по правилам и требованиям документирования, определяемым Комиссией, такого заверения не требует.

Электронный документ, оформленный по правилам и требованиям документирования, определяемым Комиссией, признается равным по юридической силе аналогичному документу на бумажном носителе, заверенному подписью составителя электронного документа либо подписью и печатью. Документ не может быть лишен юридической силы на том лишь основании, что он составлен в форме электронного документа. Использование государствами сторон электронного документа в качестве доказательства правомерности не может быть запрещено по причине его электронной формы. При этом большое значение имеет само понятие электронного документа: электронный документ – формализованная запись информации в электронном виде, заверенная электронной цифровой подписью и отвечающая правилам и требованиям, то есть отсканированный документ не может быть применен при электронном декларировании.

Большая часть документов, применяемых при декларировании выдаются соответствующими органами только в бумажном виде. Это значит, что даже если декларант подает электронную декларацию, по большому счету, у него на руках должны иметься разрешительные документы в «твердом» виде. Данный факт существенно снижает привлекательность электронного декларирования для участников ВЭД. Решение проблемы возможно при устранение бумажного документооборота посредством создания налаженных между госорганами взаимосвязей, которые образуют информационную систему обмена данными. Это значит, что декларант будет получать разрешительные документы в электронном виде с соответствующей цифровой подписью, и прикреплять их в одном файле с электронной декларацией. Создание общей системы позволит таможенным органам беспрепятственно и моментально получать информацию о документах, а также электронные копии самих документов, последнее позволит усовершенствовать проверку документов – программное обеспечение будет проверять подлинность документов декларанта путем сравнения с документами, полученных из баз данных органов, уполномоченных их выдавать.

Данная система не должна замыкаться в пределах границ Российской Федерации, так как в таможенные органы очень часто при декларировании используются разрешительные документы, выданные органами другого государства. Электронный обмен информацией между таможенными администрациями и между таможенными администрациями и другими органами, участвующими в международном движении товаров для более эффективного и действенного контроля и, следовательно, более эффективное управление рисками и распределения ресурсов.

С этой целью на территории между государствами-членами Таможенного союза создается Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Она реализуется в рамках Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли. Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Она учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств – членов Таможенного союза.

Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы. Разработана она на основе Решения Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года № 61 «О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли».

Категория: Таможенное дело | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: И.В.Черетских
Просмотров: 3689 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz