Вторник, 23.10.2018
Электронная библиотека ТФ ЧелГУ
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Совр проблемы политологии, социологии, философии. История, филология [2]
Математика и информатика [6]
Современные проблемы образования. Педагогика и психология. [6]
Современные аспекты юридической науки [1]
Таможенное дело [1]
Филология [0]
Проблемы теории и практики управления. ГМУ [2]
Проблемы современной экономической теории и практики [5]
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Проблемы приграничных территорий » Проблемы современной экономической теории и практики

РЫНОК ТРУДА И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

РЫНОК ТРУДА И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

 

Е.В. Иванова, преподаватель кафедры экономики

Троицкий филиал ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

Профессиональное образование в стране, и в том числе в Челябинской области фактически не ориентируется на потребности рынка труда, прием в учебные  заведения не согласуются с прогнозами его развития. Зачастую в технических,  аграрных, строительных учебных заведениях ведется необоснованная подготовка специалистов гуманитарного и экономического профиля. Кроме этого, в  настоящее время роль  государства  в регулировании  деятельности системы профессионального образования  значительно снизилась, что повлекло за собой появление в этой  сфере  коммерческого сектора, действующего без учета реальных потребностей рынка труда. Все эти обстоятельства  усиливают профессионально-квалификационные диспропорции  между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

В Челябинской области накоплен  определенный опыт решения данных проблем. Обучение осуществляется по 93 профессиям и  134 специальностям и направлениям. Отраслевая структура подготовки рабочих и специалистов в большинстве показателей соотносится со структурой занятости населения Челябинской области по видам экономической деятельности, т.е.  обрабатывающие производства – 28,8%; образование – 11,7%; здравоохранение и предоставление социальных услуг – 8,6%; оптовая и розничная торговля – 8,4%; транспорт и связь – 8,3%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,8%; государственное управление и обеспечение военной безопасности - 6,5%; строительство- 6,0%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,8%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -3,7%; добыча полезных ископаемых – 1,9%; прочие виды деятельности - 5,5% [1].

Нетрудно заметить, что примерно с 2000-х годов предпочтения молодежи в выборе будущей профессии отдаются преимущественно вузовской форме обучения, так как  в большинстве случаев в выборе будущей профессии  лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи.

Структура учреждений высшего профессионального образования в Челябинской области на 01.01.2010 г. включала в себя: 32 государственных вуза (6 университетов, 4 академии, 4 института, 1 консерватория, 14 филиалов крупнейших университетов и институтов городов России, 3 вуза дополнительного профессионального образования), 20 – негосударственных вузов. За последние 3 года число студентов вузов Челябинской области увеличилось в среднем на 15 %, общее число выпускников составило более 35 тыс. человек, что превышает, к примеру, показатели 2008 года на 40%. По данным Федеральной службы государственной статистики на 10 тыс. населения в Российской Федерации обучается 522,6 студентов вузов, в Челябинской области - 549,1 [1].

Анализ регионального рынка труда показывает, что в течение последних лет  большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования Челябинской области, состоящих на учете в центрах занятости, составляют специалисты экономического, юридического и социально-гуманитарного профиля. Так  анализ профессионально - квалификационного состава безработных и вакансий, предоставляемых работодателями в службы занятости по Челябинской области  показывает, что на одно место бухгалтера претендует 16 человек, экономиста – 32, менеджера – 3, юриста – 10. В месте с тем,  по данным  Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области на начало октября  2011 г.  требуется 597 монтажников,  258 каменщиков, 882 электрогазосварщика и т.д. Также в регионе ощущается серьезная нехватка врачей, инженеров, рабочих кадров [2].

 Такая разбалансированность рынка труда говорит  о неправильной профориентационной  политике в регионе со стороны образовательных учреждений, т.е. система профессионального образования не заинтересована  в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений в востребованности работников с точки зрения  конкретных профессий, направлений и  специальностей, уровня квалификации. А с другой стороны кадровая политика большинства предприятий и организаций направлена в основном на достижение текущих результатов,  а не на  перспективное развитие, что, в конечном счете,  ведет к отсутствию механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Для того чтобы достичь баланса  между выпуском специалистов и квалифицированных рабочих, с одной стороны, и  количеством рабочих мест – с другой нужно  перестать рассчитывать на то, что «рыночный механизм все отрегулирует», а реагировать на рыночные сигналы соответствующим образом.  И еще одним моментом, причастным к появлению выше указанного дисбаланса является то, что в настоящее время явно  недооценивается  среднее профессиональное  образование, ведь сегодня  предпочтения отдаются преимущественно вузовской форме обучения, так как  в большинстве случаев в выборе будущей профессии  лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи.  При этом  игнорируется тот факт, что в условиях  глобализации и общего тренда в сторону инновационных  технологий роль и требования к подготовке специалистов среднего звена динамично растут. В частности, и производство, и социальная сфера нуждаются в квалифицированных рабочих, владеющих информационными технологиями.

Для изучения отдельных аспектов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг был проведен социологический  опрос, в котором приняли участие 100 человек из числа поставленных на учет в Центре занятости населения г. Троицка. При этом  17 % имеют начальное профессиональное образование,  47 %  - среднее профессиональное, и  36  %  - высшее профессиональное образование. Из общего числа опрошенных  79% впервые получили статус безработного,  21 % - во второй раз; 43 % были уволены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия, 57% - уволились по собственному желанию.  Примерно четвертая часть опрошенных (22 %) так и не смогли устроиться на работу после окончания учебного заведения, так как при выборе профессии люди руководствуются самыми разными обстоятельствами, но меньше всего реальным спросом на нее на рынке труда. Так по данным, полученным в результате  исследования, при выборе специальности 50 % респондентов руководствовались стремлением получить после окончания учебного заведения высокооплачиваемую должность; 26 % - спросом на работников с данной специальностью; 14 % - престижностью профессии; 10 % - самим фактом получения диплома. При этом лишь 12 % опрошенных анализировали спрос на рабочую силу, прежде чем поступить в учебное заведение по выбранной специальности или выбранному направлению; 68 % имели об этом некоторую информацию; 20 % не имеют представления о спросе на работников с получаемой ими специальностью. Также было обнаружено, что 12%  от общего числа опрошенных не хотели бы работать по  имеющейся специальности, 35 % считают свою профессию неперспективной и неконкурентоспособной на рынке труда; 30% затрудняются ответить и 23 %  не разочаровались в своей профессии.

Как было сказано выше, Челябинская область обладает хорошей базой учреждений профессионального образования, к тому же  в области с населением  3,5 млн. человек  514 тыс. студентов. Однако  наступившее десятилетие с существующими диспропорциями, порожденными экономическим кризисом  несет и демографические трудности.  На рынок будут выходить  малочисленные поколения, родившиеся в годы демографического спада. По оценкам, сокращение численности трудоспособного  населения  до 2020  года в целом по стране  составит порядка  16 млн. человек. На Южном Урале  резкое сокращение численности  трудоспособного населения  началось с 2010 года  и к  2020  году превысит 90 тыс. человек.

Все эти моменты еще раз свидетельствуют о том, что рынок образовательных услуг и рынок труда  должны существовать и развиваться взаимосвязано, т.е.  как единая система с  множеством взаимосвязанных элементов. Очевидно, что в период перехода  рыночной экономики на инновационный  тип это взаимозависимость усиливается. Это связано с тем, что данный переход предполагает модернизацию производства, внедрение наукоемких производств,  новых технологий и т.д., что в свою  очередь увеличивает  потребность в специалистах, способных обеспечить реализацию объективно необходимых преобразований.

Чтобы обеспечить  эффективность взаимодействия рынков труда и  образовательных услуг  и сгладить отрицательные последствия этой проблемы  необходимо:

§        во – первых,  перестроить систему профориентационной работы в школе, которая должна поднять в глазах выпускников  профессию рабочего, а именно профессию «инновационного рабочего», который должен быть высококвалифицированным специалистом;

§        во – вторых,  система образования должна вводить новые профессии и специальности, которые будут отвечать требованиям экономики инновационного типа, т.е.  рабочий должен обладать глубокими знаниями в области математики, информатики, математического анализа,  основ программирования. А работодатели также  должны участвовать в формировании нового перечня специальностей;

§        в – третьих, представляется полезным привлекать работодателей  к участию в финансировании подготовки нужных им  высококвалифицированных специалистов.

Кроме  этого, на фоне обсуждений о сокращении количества    учебных заведений, что в основном должно коснуться ВУЗов,  можно было бы   использовать кластерный подход и объединить их в университетские комплексы различных типов, в рамках которых учебная и исследовательская  деятельность организуется не только в  соответствии с государственными  образовательными стандартами, но и в соответствии  с прямыми потребностями самих предприятий и учреждений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Состояние и развитие областной системы образования: Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под редакцией А.И. Кузнецова. -  Челябинск, 2010 . – с. 80.

2.     Занятость и безработица в Челябинской области. / Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области. Экспресс-информация. - № 9 -  2011г.

Категория: Проблемы современной экономической теории и практики | Добавил: fau_st (27.02.2012) | Автор: Е.В. Иванова
Просмотров: 2184 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Рейтинг
[21.03.2011][Литература универсального содержания]
Вестник Челябинского государственного университета (Архив) / Ссылка (1)
[15.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Судебник 1550 г. / Перевод В.Б. Цыганова (1)
[05.10.2011][Государство и право. Юридические науки]
Материалы для подготовки к ГАК (2011-2012 учебный год) Юриспруденция, Таможенное дело (2)
[14.12.2011][Литература универсального содержания]
Троицкий вестник: Общенаучный журнал. Выпуск 5, 6 / Под. ред. В.Г. Пищулин, Л.С. Юдина, И.В. Ульянов, А.Ю. Фадеев. - Троицк, ТФ ЧелГУ. 2011. (0)
[17.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. (0)
[09.10.2012][Экономика. Экономические науки]
Учебно-методические материалы (документы) кафедры "Экономика" ТФ ЧелГУ (2012-2013) (76)
[16.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Псковская судная грамота / Перевод Л.В. Черепнина. - 16 с. (2)
[10.02.2011][ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ]
Электронный тест по дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (1)
[23.11.2011][Естественные науки в целом]
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" // Комарова Е.С., 2011. (0)
[22.04.2011][Психология]
Словарь терминов по общей психологии. Приложение II (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов, обучающихся по специальности 080115 «Таможенное дело» (0)
[13.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Кобылин, В. Электронное декларирование: Презентация /В.В. Кобылин, Е.С. Цеханова. - Троицк, 2010. (1)
[08.04.2011][Естественные науки в целом]
Коновалова, Е.Л. Курс лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов гуманитарного факультета специальности (0)
[09.02.2011][ПРЕЗЕНТАЦИИ]
Чечин, А.С. Посттаможенный контроль как инновационная технология таможенного контроля: Презентация. - Троицк, 2009. (4)
[31.03.2013][Литература универсального содержания]
Интернет-конференция «Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике» (0)
[08.02.2011][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Числовые ряды: Учебное пособие /А.С. Кутузов, С.М. Серебрянский. - Троицк, 2010. - 51 с. (0)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Примерная тематика дипломных работ по специальности «Юриспруденция» (0)
[09.02.2011][Естественные науки в целом]
Глазихина Е.В. Система управления базами данных Microsoft Access: Методические указания к лабораторному практикуму (0)
[26.10.2012][Физико-математические науки]
Кутузов, А.С. Гильбертовы пространства: Учебное пособие. 2012. (177)
[18.02.2011][Государство и право. Юридические науки]
Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Таможенное дело» (ГОС) (2)
Ассоциации
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz